Управление Интернетом — это довольно странная штука, если под словом «Интернет» подразумевать совокупность взаимодействующих автономных систем или «Сеть сетей». Ну, то есть чем там управлять-то? Но тем не менее, слово «взаимодействие» подразумевает, что должны быть какие-то правила, которые должны использовать все «автономные системы». Иначе владельцы «автономок» переругаются и отключат друг друга, производители оборудования понаделают собственных закрытых протоколов, пользователи начнут метаться от одного сервиса разрешения имен к другому, и всё перестанет работать вообще.
Потому, в рамках сложившейся международной политической системы на базе ООН и его подразделении ЮНЕСКО, каждый год проходит «Internet Governance Forum». Или на русском — «Форум по управлению интернетом», чтобы акторы, использующие интернет, как-то могли обменяться мнениями и заложить основу для взаимодействия. И в данном контексте слово «governance» несёт внеправительственную коннотацию. В том смысле, что не «власть» или «руководство», но в более мягкой форме — «guide» или «leadership».
IGF в общем смысле ставит перед собой цель по «разработке и применении правительствами, частным сектором, гражданским обществом и техническим сообществом, в рамках их соответствующих функций, общих и взаимодополняющих принципов, норм, правил и процедур принятия решений, регулирующих развитие и использование Интернета, а также проведение соответствующих мероприятий».
То есть, здесь не изобретают новые законы и не разрабатывают технические средства. На IGF договариваются о принципах разработки законов и технических средств. Причем, в довольно мягкой форме — обмен мнениями и никак иначе.
В 2018 году IGF проходил в Париже. Три дня, с 12 по 14 ноября, в здании ЮНЕСКО (напомним, что ЮНЕСКО — это специализированное учреждение ООН, которое занимается вопросами образования, науки и культуры) более 3 000 человек обсуждали будущее интернета.
Цифры по участию от организаторов:
- Более 3 000 участников (там действительно было трудно посчитать, поскольку системы безопасности не в пример более либеральные)
- 143 страны. При этом, 62% участников принимали участие в мероприятии впервые.
- 43% участников — женщины.
При согласовании участников, в IGF используется принцип diversity — «разнообразие».

Самая представленная получилась из «Западной Европы», что объясняется простотой логистики: Париж — центр Европы. А вот африканская группа собиралась специально — участникам активно раздавали тревел-гранты, поскольку Африка в настоящий момент находится в сильно отстающем по развитию технологий положении.

Почти половина участников IGF представляли «гражданское общество» и этому есть достаточно простое объяснение — различные НКО, как правило, создают люди, «которым не всё равно». Они активны и деятельны. Вторая по величине группа — государственные и межгосударственные чиновники. На самом деле, ООН и есть такая группа. И 2018 год стал очень представительным как раз здесь — форум впервые посетил глава государства: с речью на пленарной сессии выступил президент Франции Эммануэль Макрон.

Тематика обсуждений была довольно разнообразна. Вся программа IGF-2018 включала: 8 пленарных сессий; 71 семинар; 27 открытых форумов; 5 индивидуальных сессий по передовой практике (best practice); 15 индивидуальных сессий по решению программного комитета; 5 индивидуальных, национальных, региональных и молодежных совместных сессий. И еще были воркшопы, и дискуссионные сессии. В общей сложности за три дня состоялась 171 сессия. Это действительно много. Посетить всё и хоть как-то погрузиться не реально.

Общество защиты Интернета приняло участие в форуме в статусе официального участника. Причем, мы получили собственный стенд в IGF Village (выставка спин-офф для некоммерческих организаций):
Чен Массанго (Chengetai Masango), глава программного комитета IGF внимательно изучает Манифест ОЗИ.
Бюджет был довольно ограничен, потому сверкающих попапов, мультимедийных стен и команду длинноногих девушек-промоутеров мы представить не смогли.
Но активно принимали участие в работе форума в качестве докладчиков на сессиях, задавали вопросы в дискуссионных клубах, сами отвечали на вопросы посетителей на нашем стенде.