Internet of Trust

Internet of Trust

В ноябре прошлого года, ОЗИ приняли участие в международном форуме Internet Governance Forum (IGF) в качестве представителя от гражданского общества России. Небольшой репортаж с IGF опубликован: https://ozi-ru.org/news/igf1/. А в этом материале попробуем рассказать более подробнее.

Немного истории управления Интернетом.

Прежде, чем перейти к решениям, принятым на «Форуме по управлению Интернетом», предполагаю, что нужно очень коротко описать историю возникновения этой площадки. Для лучшего восприятия и понимания чем же там управляют, ибо, если наблюдать за форумом со стороны, неподготовленный читатель воспримет мероприятие, как рой очень странных людей, которые о чём-то постоянно говорят. На самом деле, всё довольно логично и понятно.

Вся история «управления интернетом» делится на несколько этапов. Более подробно об этом явлении можно прочитать в книге Йована Курбалийя, которая так и называется «Internet Governance». По ссылке издание на русском языке. Мы настоятельно рекомендуем к прочтению, если вы хотите понять и разобраться в этом вопросе:

Управление интернетом, Йовае Курбалийя

Ссылка на книгу с сайта “Координационного центра”: https://cctld.ru/files/books/kurbaliya_7.pdf

Технический этап

Начало созданию Интернета было положено в рамках правительственного проекта. В конце 1960-х годов правительство США финансировало развитие сети Арпанет (от англ. Advanced Research Projects Agency Network) с целью обмена цифровыми ресурсами между компьютерами. К середине 1970-х, когда был создан протокол TCP/IP, сеть превратилась в то, что сегодня называется Интернет.

Один из ключевых принципов Интернета — его распределенная природа. Пакеты данных могут передаваться в сети по различным маршрутам, обходя традиционные барьеры и механизмы контроля. Этому технологическому принципу соответствовал схожий подход к регулированию Интернета на ранних этапах: Рабочая группа по проектированию Интернета (IETF), созданная в 1986 г., управляла дальнейшим развитием Интернета, принимая решения на основе сотрудничества и консенсуса, с привлечением широкого круга участников. У Интернета не было центрального правительства, централизованного планирования, «великой стратегии».

В результате популярным стало утверждение, что Интернет формирует уникальное пространство, альтернативное политической системе современного мира. Джон Перри Барлоу, автор знаменитой Декларации независимости киберпространства, обращается ко всем правительствам:

«[Интернет] по своей природе транснационален, к нему не применим принцип государственного суверенитета, и ваш [государственный] суверенитет на нас не распространяется. Мы должны сами принимать решения»

DNS-войны

На самом деле, это не этап, но очень важная веха для понимания логики развития с интригующим названием. По началу, в Сети творилась буквально анархия. Но в те времена Интернет был еще достаточно маленьким и участники (а это было техническое комьюнити и академическое сообщество, в основном) как-то договаривались.

К началу 90-х большинство технических решений уже было разработано, появились  устоявшиеся и признаваемые Интернет-стандарты и протоколы. И благодаря появлению всемирной паутины (WWW)  произошёл резкий рост числа пользователей, началась коммерциализация Интернета.

Рост числа пользователей привел к резкому росту числа участников процесса управления Интернетом. Началась институционализация механизмов управления.

Так, правительство США передало управление технической инфраструктурой Интернета Национальному фонду науки США, так как организационные и финансовые возможности Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (англ, Defence Advanced Research Projects Agency, DARPA) уже не позволяли в полной мере отвечать потребностям растущей сети. Кроме того, получила широкое распространение и система доменных имен, которая является ключевым компонентом современного Интернета.

В середине 1990-х годов в связи с введением платы за регистрацию доменных имен произошли так называемые «войны за доменные имена». В результате в ноябре 1998 года на основании Меморандума о взаимопонимании с Министерством торговли США была создана Корпорация по присвоению имен и адресов в Интернете (англ. Internet Corporation for Assigned names and numbers, ICANN).

Тем не менее, создание корпорации не решило всех проблем международной координации в Интернете, что повлекло ещё большую заинтересованность новых участников и в первую очередь государств в участии в процессе управления Интернетом.

Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества

Управление Интернетом стало частью дипломатической повестки в результате Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS), которая прошла в два этапа в Женеве в 2003 г. и в Тунисе в 2005 г.

Участники Женевского этапа WSIS, которому предшествовал ряд заседаний подготовительных комитетов и региональных встреч, предложили обсудить широкий круг вопросов, связанных с ИКТ. При этом в ходе первых подготовительных и региональных встреч термин «управление Интернетом» не использовался.

Управление Интернетом стало частью переговорного процесса в рамках WSIS в ходе Западноазиатской региональной встречи, прошедшей в феврале 2003 г., а по итогам Женевского этапа WSIS управление Интернетом стало ключевым вопросом саммита.

В результате длительных переговоров и соглашений, заключенных в последнюю минуту, участники встречи 2003 г. в Женеве приняли решение создать Рабочую группу по вопросам управления Интернетом (Working Group on Internet Governance, WGIG). WGIG подготовила отчет, послуживший основой для дальнейших переговоров в рамках второго этапа WSIS, прошедшего в Тунисе в ноябре 2005 г. В итоговом документе встречи —Тунисской программе для информационного общества — подробно рассматривается проблема управления Интернетом, включая принятое Рабочей группой определение этого понятия, список проблемных областей, а также решение о создании Форума по управлению Интернетом (Internet Governance Forum, IGF).

Форум представляет собой многосторонний орган, созванный по решению Генерального секретаря ООН в целях обсуждения вопросов государственной политики, связанных с управлением Интернетом

Современный этап

С момента первого IGF в Тунисе прошло довольно много времени. Форум стал ежегодным и собирает тысячи людей.

Вот список городов по всему миру, где проходили последние 13 встреч форума, начиная с 2006 года: Афины, Рио-де-Жанейро, Хайдарабад, Шарм-эш-Шейх, Вильнюс, Найроби, Баку, Бали, Стамбул, Жоао Пессоа, Гвадалахара, Женева, и Париж в 2018 году.

На каждый IGF поднимается собственная повестка и формируются программные заявления по итогам. Можно долго перечислять какие решения были приняты в тот или иной год, но наша статья не ставит перед собой такой задачи. Решения можно почитать или в книге «Управления интернетом», или на официальном сайте IGF, где некоторые материалы переведены на русский язык, поскольку он является официальным языком ООН.

Короткие важные темы, которые поднимались на форумах:

  • 2006 год, Афины: был перезаключён контракт ICANN с правительством США —  это было главной темой обсуждений. Но нужно отметить, что IGF в первый раз тогда прошёл именно в том виде, в каком он существует сейчас —  множество точек зрения и мультистейкхолдеризм (очень трудно перевести это слово на русский).
  • 2007 год, Рио-де-Жанейро: пространство имен и адресов, которым занимается ICANN было признано критически важными ресурсами.
  • 2008 год: главная тема в вопросах управления Интернетом стала так называемая «сетевая нейтральность». Эти вопросы даже фигурировали в предвыборной кампании, причем Барак Обама выступал в поддержку принципа сетевой нейтральности.
  • 2009 год. IGF проходил в Шарм-эш-Шейхе. Особенных тем в этот год не затрагивалось. Кроме пересмотра мандата IGF в структуре ООН.
  • 2010 год. В центр внимания вырвались социальные сети, которые переживали тогда бурный рост. Основные темы IGF в Вильнюсе: обсуждение “Китайской проблемы” (блокировки и изгнание из страны интернет-гигантов), доменные имена с не-латинскими буквами и вообще доменные имена “первого уровня”, которых появилось достаточно много.
  • 2011 год. Стал важнейшим в новейшей истории тем, что на IGF (Найроби, Кения) явилась представительнейшая делегация от государств. Причиной этому стало то, что количество пользователей интернета сравнялось с количеством телезрителей. Кроме того, произошло осмысление роли интернета в целом, и социальных сетей в частности в событиях “Арабской Весны”. Госчиновники (различных стран) приехали посмотреть, как же этим интернетом управляют.
  • 2012 —  год был очень богат на события, имеющих отношение к “управлению интернетом”. Прошли довольно серьезные изменения в  ICANN и “Международном Союзе Электросвязи” (ITU). Причем, в организациях впервые произошел идеологический раскол: камнем преткновения стала рекомендательная резолюция о повышении роли МСЭ в управлении Интернетом, которая разделила участников на два лагеря: западные страны выступали за сложившуюся на тот момент многостороннюю систему, тогда как страны, поддержавшие резолюцию, включая Китай, Россию и арабские страны, предпочитали регулирование Интернета на межгосударственной основе.
  • 2013 год. Все события крутились вокруг раскрытия механизмов слежки Эдвардом Сноуденом. Что прибавило голосов к “восточной коалиции”, которая начала выступать за “национальные сегменты сети интернет”.
  • 2014 год —  год “кибербезопасности”. Все обсуждения вертелись вокруг. В Сан-Паулу, на конференция NETmundial, которую инициировал президент Бразилии Дилма Русеф  — Глобальная многосторонняя конференция о будущем управлении интернетом. По итогам мероприятия было принято Многостороннее заявление NETmundial, в котором излагались принципы управления Интернетом, а также содержалась дорожная карта по развитию экосистемы управления Интернетом. В этом же году на Форуме была озвучена практика применения CERT.
  • 2015 год: Передача полномочий IANA (организация, занимавшаяся технической поддержкой адресации в интернете, которая по сути являлась подразделением правительства США) по регистрации и подотчетности ICANN. Теперь юридически и технически Интернет не управляется правительством США. Исторический момент.
  • В 2016 году Форум проходил в Мехико. И было решено ввести в повестку обсуждения девять тем, которые ранее не обсуждались:
    1. устойчивое развитие и интернет-экономика;
    2. доступ и разнообразие;
    3. гендерные и молодежные проблемы;
    4. Права человека в Интернете;
    5. кибербезопасность;
    6. сотрудничество многих заинтересованных сторон;
    7. Критические интернет-ресурсы;
    8. наращивание потенциала управления интернетом;
    9. Новые проблемы, которые могут повлиять на будущее открытого Интернета.
  • 2017 год. Форум проходил в Женеве. Основной темой стало “подключение к интернет следующего миллиарда пользователей” и развитие регионального интернета. Цифровое неравенство, которое, прежде всего, заметно на Африканском континенте. И было решено, что в 2018-ом будет большая секция по развитию интернета в Африке. Именно это мы и наблюдали.

Парижская резолюция

Здесь считаю, что необходимо особо отметить, что ”Форум по управлению интернетом”: “представляет собой открытую площадку для обсуждений в формате многоуровневого диалога и не обладает полномочиями по принятию решений”.

Но цель этого материала вовсе не в том, чтобы рассказать историю IGF. Цель статьи —  донести понимание важности события. И, разумеется, рассказать, что там на самом деле произошло. Ну, поскольку выпала честь лично присутствовать. А произошло много чего, что не очень-то попало в новостные сводки и телерепортажи.

А событие было действительно знаковым, поскольку впервые в истории вообще темы “управления интернетом”, форум посетили действительно важные персоны на самом высоком уровне, который можно себе представить.

IGF впервые в своей истории открывал лично Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш.  До сих пор собрание ограничивалось исключительно уровнем ЮНЕСКО. Впрочем, Одри Азулай, генеральный директор ЮНЕСКО открывала Форум коротким напутствием и представлением спикеров.

Одри Азулай, генеральный директор ЮНЕСКО

В своем обращении к Форуму Генеральный секретарь Гутерриш отметил важность Интернета вообще и всей  работы, проделанной в рамках управления Интернетом. Это общие слова, но которые являются фактическим признанием феномена “глобальной информационной сети” на самом высшем уровне.

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш

Всего в речи Гуттериша было сделано три важных замечания:

  1. Призыв к мультистейкхолдерному подходу с участием экспертов. В том числе, тех кого до сих пор на Форуме отмечено не было. Например, философов и антропологов.
  2. Поощрение использования общего (простого)  языка, чтобы сделать работу сообщества более открытой, доступной и актуальной для более широкой аудитории.  
  3. Необходимость приложить усилия по привлечению «слабых и непредставленных голосов» к работе IGF. Содействовать доступности Интернета для всех людей, включая малообеспеченных и даже маргинализованных общин.

Кому интересно, могут прочесть полное выступление Генерального секретаря ООН здесь (eng).

По сути, выступление Гуттериша было признанием поражения “восточной коалиции”, выступающих за национализацию “киберпространства”. ООН не рассматривает такой путь, но политкорректно выслушивает позиции всех участников. Раскол 2012 года можно считать завершенным.

Не менее важным был факт посещения IGF президентом Франции Эмануэлем Макроном.

Президент Франции Эмануэль Макрон

Полный транскрипт его речи на английском вот здесь. Но вот что действительно важного он заявил за свою почти часовую речь:

  1. Название Форума “Интернет доверия” (Internet of Trust) — выдвинула как раз французская сторона во главе с Макроном. Идея заключается в простом призыве: “нужно больше доверять друг другу”. Но это слишком упрощенно конечно.
  2. Макрон заявил, что такому явлению, как IGF для достижения более конкретных результатов необходимо больше ресурсов, больше инфраструктуры (какой —  не уточнил) и более высокой политической значимости в системе ООН. Вплоть до переподчинения IGF из ЮНЕСКО напрямую в уровень секретариата ООН. Набрать в IGF достаточно много квалифицированного персонала.
  3. Форум по управлению интернетом, по мнению президента Франции, вполне способен контролировать осуществление «Парижского призыва к доверию и безопасности в киберпространстве». Собственно “призыв” озвучивался на другом мероприятии, которое проходило в эти же дни, но “в другой системе” (GovTech и “Парижская неделя высоких технологий”). Текст “призыва” по ссылке (eng).
  4. Ну, и ко всему, господин Макрон внес конкретные предложения в области регулирования Интернета, которые касаются, например, незаконного или нежелательного контента, свободы выражения мнений, разжигания ненависти и киберзапугивания, доступа к информации, справедливого налогообложения в цифровом мире и дальнейшего расширения “Общего регламента защиты персональных данных” (GDPR).

Для интересующихся подробностями —  можно ознакомиться с транскриптом  выступления президента Макрона на английском языке.

 

Или еще лучше, выступление первых лиц на открытии Форума в русском переводе (увы, не очень хорошем, поскольку переводчики не были в контексте терминологии и часто ошибались) можно целиком посмотреть здесь:  https://youtu.be/_mgi-SqWv5g?t=1440

 

Официальный отчет с резолюцией Форума и ключевыми мыслями по каждой секции можно найти на сайте IGF.

Я попытаюсь объяснить то, что понял сам.

  1. На “Форуме по управлению Интернетом” присутствовало слишком много людей, которые плохо понимают, как этот самый Интернет устроен. Особенно, это было заметно по чиновникам высокого ранга, которые попали в президиум секций. Абсолютное большинство чиновников всех стран (не только России или других развивающихся стран “восточной коалиции”, но и вполне продвинутых Франции или Швейцарии) —  некомпетентны в обсуждаемом вопросе. Но все, без исключения, имеют желание “руководить”.
  2. Если еще раз взглянуть на диаграмму участников-стейкхолдеров, то можно увидеть, что на “техническое сообщество” приходится всего 11% участников. Это очень мало.  
  3. Проистекающее из предыдущего —  было много обсуждений про “развивающие и подрывные технологии”. Интернет вещей, искусственный интеллект, большие данные —  отдельные секции, где выступали люди, далекие от реального понимания происходящего. Потому было довольно много спорных заявлений и откровенных недопониманий происходящего.

Очень надеюсь теперь на следующий Форум, который пройдет в ноябре 2019 года, в Берлине. Заявки на участие еще не открыты, но можно задать вопрос по организационным вопросам.

Поделиться в Telegram

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *