7 декабря мы провели в Москве Internet Freedom Conference — конференцию о свободе интернета. Вместе с политиками, журналистами, айтишниками, правозащитниками и пиратами поговорили о том, что происходит в интернете на самом деле.
Эта конференция стала первым крупным самостоятельным мероприятием ОЗИ. Мы хотели собрать представителей всех заинтересованных сторон — медиа, техническое сообщество, гражданские активисты — и поговорить о том, как попытки государства регулировать интернет влияют на нашу работу и отражаются на жизни людей в России.
Интернет в России спасут три вещи: коррупция, профанация и плохая исполнительская дисциплина
— Михаил Климарёв
Конференция прошла в центре «Благосфера» — это площадка для объединения гражданского сообщества. Создатели центра поддерживают благотворительные, образовательные и социальные проекты, а ещё идею ответственного потребления — например, после нашей конференции бейджи можно было сдать на переработку.
На этой конференции мы решили ввести code of conduct. Так называют свод правил для участников, требующий относиться друг к другу уважительно. В России такое пока не принято, но на всех крупных зарубежных мероприятиях code of conduct — обязательная вещь. Наш был простым: be nice to everyone.
Конференция началась с открытия в большом зале, где выступили основатель ОЗИ Леонид Волков (дистанционно), сооснователь ОЗИ и координатор штаба Навального в Новосибирске Сергей Бойко, политик Алексей Навальный и один из лидеров Либертарианской партии Михаил Светов. После этого программа разделилась на несколько параллельных потоков — секции шли одновременно в разных залах.
«Мы хотим понять, как на самом деле обстоят дела с интернетом в России — и выработать какие-то решения», — объясняет Сергей Бойко, который открывает конференцию.
В приветственной речи Леонид Волков рассказал, что на самом деле происходит с интернетом сейчас. У власти, которая принимает репрессивные законы, по словам Волкова, есть три основных мотива: запугать людей, чтобы они не распространяли информацию, иметь возможность точечно блокировать неудобные материалы и украсть денег.
Навальный предположил, что в ближайшем будущем власти будут оправдывать цензуру в интернете защитой личной жизни. «Нам нужна огромная лоббистская организация, которая будет защищать интернет от тех, кто его ломает», — сказал он, обращаясь к залу.
«Нужно требовать больше, чем вы хотите добиться», — добавил Михаил Светов. Он считает, что мы недооцениваем опасность точечных блокировок. «РКН эффективно заблокировал [многие ресурсы], — говорит Светов. — Мы думаем, что обойдём [все блокировки], но это делает нас слабыми и одинокими, а мы должны быть связанными».
«Мы на войне и не надо бояться себя защищать», — говорит Александр Плющев, который ведёт программы об интернете с конца 90-х годов и хорошо помнит, как в России начиналась цензура.
Отдельную сессию на конференции провели пираты — на ней, кроме пиратской партии России, были и европейские представители: Грегори Энгельс из пиратской партии Германии и председатель Европейской пиратской партии, а также депутат Европарламента Маркета Грегорова.
В цивилизованных странах пираты отстаивают базовые ценности — свободу слова, неприкосновенность частной жизни, открытость государственных данных. В России им приходится в том числе защищать интернета от избыточной государственной регуляции.
«Регулировать интернет — то же самое, что регулировать кухонные ножи: ими же можно убить», — говорит Антон Ершов, объясняя бессмысленность действий российской власти.
«Цензура под предлогом личной жизни на самом деле происходит по всему миру, — рассказывает Маркета Грегорова. — И в Европе мы [в связи с этим] всегда говорим о медиаграмотности — нам нужно образовывать наших слушателей».
На секции об управлении интернетом аспирант СПБГУ и координатор молодежного проекта в CCTLD.RU/РФ Илона Стадник и секретарь EURALO Наталья Филина рассказали, как молодые исследователи и специалисты могут принять участие в международных программах, что происходит в мировом сообществе и зачем вообще нужно управлять интернетом.
Главная сложность в том, что твой ресурс заблокируют — и законы тут особо работать не будут«, — говорит Сергей Смирнов, главный редактор «Медиазоны». «Медиазоне» как-то раз пришлось поменять URL текста про Дерипаску, чтобы Роскомнадзор не заблокировал сайт целиком — и по словам Смирнова, такие риски несёт каждое медиа, которое затрагивает болезненные для власти темы.
«Стало ясно, что СМИ — часть гражданского общества, и нам не надо себя ему противопоставлять», — замечает Александр Баянов, основатель и соучредитель интернет-издания «Тайга.Инфо».
На технической секции Самат Галимов, бывший разработчик «Медузы», а сейчас технический директор Pure, простыми словами объяснил, как устроены блокировки и какие способы есть, чтобы их обходить (VPN, Encrypted SNI, DoH). Но по его мнению, всё упирается не в технологии, а в политику. «Когда власть поймёт, что [все эти способы] работают, они пойдут к провайдерам договариваться, а те хотят денег».
Эта сессия была самой прикладной из всех — после презентации Самата Галимова несколько разработчиков провели воркшоп по установке VPN.
«Нет конкретного преследования активистов. Есть попытка повлиять на как можно более широкий круг людей, чтобы все боялись и включалась самоцензура», — говорит Станислав Селезнёв, адвокат международной группы «Агора». Он часто защищает в судах людей которых судят за слова в интернете. По его словам, одна из главных проблем таких судов — отсутствие технических специалистов, которые разъясняли бы суду, что такое аккаунт, чем отличаются входы на сайт с разных устройств, как можно на самом деле идентифицировать пользователя через IP-адрес — и другие детали, которые должен знать суд для принятия справедливого решения (в идеальном мире, конечно, где суд учитывает все эти факторы).
На секции о мониторинге свободы интернета разработчик Леонид Евдокимов рассказал, как в Казахстане пытались принудительно расшифровывать трафик на facebook, youtube, google и как на это повлияла огласка. После него выступили автор проекта Эшер II Филипп Кулин, который пишет, как правительство внедряет законопроект о суверенном интернете, и разработчик «ОВД-Инфо» Дмитрий Анисимов — с новым проектом под названием Net Health для отслеживания блокировок.
На лестнице — в ещё одном пространстве, отведённом под нашу конференцию — после обеда разговаривали об электронной демократии: что было на выборах в Мосгордуму в этом году, как устроены выборы в других странах и с какими сложностями сталкиваются власти при введении электронного голосования.
Вечером — после всех треков и перерывов — участники собрались в большом зале. На сцену пригласили по одному спикеру от каждой секции с коротким резюме — чтобы в конце подвести общие итоги.
Обсуждения интернета с разных точек зрения подтверждают, что ОЗИ на правильном пути: почти всё, о чём говорили на секциях, и что нужно для защиты интернета, у нас уже есть — индекс свободы, индекс связности, карта интернет-репрессий.
«Темы секций были очень разными — и политика, и технологии, и медиа — но все параллельно пришли к одинаковым выводам: интернет нужно защищать, делать это открыто и честно, а пользователей — обязательно информировать о том, что происходит. Это — самый главный успех нашей конференции», — говорит Александр Исавнин.
По итогам конференции мы (как это принято на больших форумах) подготовим финальный документ с резолюцией и результатами обсуждений. Мы опубликуем его на сайте — следите за обновлениями и подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы ничего не пропустить.
Поделиться в Telegram